Метод Sandplay (дословно – песочная игра) представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого строится собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.
Изначально метод песочной терапии применялся в детском психоанализе, так как детям сложно словами описать свои переживания, как это, обычно, могут делать взрослые. Затем, он стал использоваться и в работе с взрослыми клиентами, помогая выразить тяжелые переживания, боль от потерь, внутренние конфликты и какие-то непереносимые чувства, о которых невозможно было говорить.
Невидимая боль и страдания души с помощью картины на песке из внутреннего пространства переносится во внешнее пространство и становится видимой и осязаемой. С помощью образов, символов и метафор с миром травмы уже не так страшно иметь дело, говорить о ней и трансформировать во что-то другое, что даёт ресурс для дальнейшего роста и развития.
Песочная терапия обращается к детской части, к внутреннему ребенку каждого человека, используя ее творческую и исцеляющую способность. При этом взрослый человек сталкивается лицом к лицу с самим собой – только в максимально мягкой форме. Каждое занятие по творческому самовыражению даёт возможность человеку понять какой характер ближе всего ему, самому себе. А когда человек постигает свой характер, то появляются две предпосылки к счастью и гармонии:
- человеку становится легче понять характеры окружающих. Он теперь знает, чего можно требовать или ожидать от того или иного человека, а чего нельзя;
- человек начинает жить творческой жизнью, в самых разнообразных её формах.
Песок как первоэлемент Земли поглощает негативную психическую энергию, стабилизирует психо-эмоциональное состояние, способствует высвобождению сил для гармоничного развития и творчества.
Дети всегда чувствуют необъяснимое притяжение к Песку. И наверное, поэтому уже долгие годы этот уникальный способ исцеления используют специалисты всего мира при работе с детьми и взрослыми наряду с Арт-терапией.
Каждый ребенок имеет свои уникальные способности и как каждый из нас имеет свой определенный способ взаимодействия с Миром. Для того чтобы попробовать свои силы и что-то создать в Своем мире дети вступают в контакт с песком используя миниатюрные игрушки и предметы окружающего мира. Дети строят и разрушают потом вновь создают и так многократно отыгрывая на песке свои драмы и победы, наделяют своими качествами игрушечных персонажей при этом выплескивая через них свои чувства и переживания, страхи и беспокойства. Так протекает жизнь маленького Человека в уникальном пространстве Песочной Терапии – в пространстве безопасности при поддержке специалиста-психолога с использованием привычных для него элементов и средств в игровой форме.
Песочная терапия действительно уникальна по своим позитивным качествам воздействия на Ребенка:
- развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);
- развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);
- развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);
- развитие целенаправленного действия (создаю план – реализую задумку);
- развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);
- развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);
- балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);
- по мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию и усиливать само исцеляющие свойства организма;
- прорабатывание страхов и тревог (встречаясь с травмирующим, негативным опытом и через трансформацию его в позитивный)
С уважением,
Маслакова (Солнцева) Наталия